РЕЧЬ
АВТОНОМНАЯ ДЕТСКАЯ (греч. autos – сам + nomos – закон) – один из ранних этапов развития
речи ребенка, переходный к овладению “взрослой” речью. В Р.
а. д. используются "слова", являющиеся результатом искажения детьми
слов взрослых; при этом обычно выделяется ударный слог, который может
повторяться дважды (напр., "ко-ко" вместо "молоко",
"кика" вместо "киска" и пр.). Характерными
особенностями Р. а. д. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой
неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность; 2)
своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных
впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (напр., одним
словом "кика" могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи – кошка,
шуба, волосы, плюшевый мишка); 3) отсутствие флексий и синтаксических
отношений между словами. Р. а. д. может принимать более или менее развернутые
формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление
задерживает не только формирование всех сторон речи, но и умственное развитие в
целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка,
служат средством профилактики и коррекции Р. а. д. Особенно развитые и затяжные
формы Р. а. д. может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В
этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.
Е.О.Смирнова