СЕНСОМОТОРНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. sēnsus – чувство, ощущение + mōtor – приводящий в движение;
intellēctus – разумение, понимание) – тип мышления, характеризующий
доречевой период жизни ребенка. Понятие С. и. – одно из основных в теории
развития интеллекта ребенка Жана Пиаже. Пиаже назвал этот тип, или уровень
развития мышления сенсомоторным, так как поведение ребенка в этот период строится
на основе координации восприятия и движения. Стадии развития сенсомоторного
интеллекта: I – стадия рефлексов. Пиаже показал, как в ходе развития некоторых
рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в
уже существующие схемы действий. II – стадия элементарных навыков (1-4 мес.).
На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций – повторяющихся
самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы
включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом
развитии ребенка. III – стадия вторичных круговых реакций (4-8 мес.). На этом
этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от
результата. IV – стадия практического интеллекта (8-12 мес.). На этом этапе
ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения
эффекта (цели). V – стадия третичных круговых реакций (12-18 мес.). В этот
период ребенок начинает активно экспериментировать, изменяя действие с целью
получения нового результата. VI – завершение С. периода (18-24 мес.). На этом
этапе появляется такая форма поведения как инсайт – внезапное усмотрение
решения без внешних материальных проб. Это период начала интериоризации схем
интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений.
А.Г. Лидерс, Д.В.Ушаков