СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (лат. sēnsus – чувство, ощущение + mōtor – приводящий в движение; intellēctus – разумение, понимание) – тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка. Понятие С. и. – одно из основных в теории развития интеллекта ребенка Жана Пиаже. Пиаже назвал этот тип, или уровень развития мышления сенсомоторным, так как поведение ребенка в этот период строится на основе координации восприятия и движения. Стадии развития сенсомоторного интеллекта: I – стадия рефлексов. Пиаже показал, как в ходе развития некоторых рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в уже существующие схемы действий. II – стадия элементарных навыков (1-4 мес.). На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций – повторяющихся самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом развитии ребенка. III – стадия вторичных круговых реакций (4-8 мес.). На этом этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата. IV – стадия практического интеллекта (8-12 мес.). На этом этапе ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения эффекта (цели). V – стадия третичных круговых реакций (12-18 мес.). В этот период ребенок начинает активно экспериментировать, изменяя действие с целью получения нового результата. VI – завершение С. периода (18-24 мес.). На этом этапе появляется такая форма поведения как инсайт – внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб. Это период начала интериоризации схем интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений.

А.Г. Лидерс, Д.В.Ушаков