СЕРИАЦИИ
ОПЕРАЦИИ
(лат. seriēs – ряд; operātio – действие,
дело) – выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания к.-л.
признака. По определению Ж. Пиаже, С. о. заключаются в объединении
асимметричных транзитивных отношений в систему. Например, ребенку дается
определенное число неравных отрезков А, В, С, Д и
задание расположить их в порядке возрастания длины. На дооперациональной стадии
развития ребенок не способен это делать систематически: он сравнивает случайно
выбранные пары А/Е, С/Д, А/Д и т.д. и соотносит
результаты. С. или не получается или получается случайным, а не систематическим
способом. На конкретно-операциональной стадии развития интеллекта, примерно с
7-8 лет, ребенок использует систематический метод для решения вышеуказанной
задачи: он выбирает наименьший из отрезков, потом наименьший из оставшихся и
т.д. и, таким образом, легко и систематически строит серию отрезков в порядке
возрастания длины. Таким образом, С. о. предполагают не только сравнение
объектов (A>B), но и координацию отношений "больше-меньше"
между собой, т.е. их транзитивность (если А>B и B>C, то А>C). С. в речевом плане (предполагаемая, например, тестом Бурта: "Эдит более светлая, чем Сюзанна; Эдит более темная, чем Лили;
какая из девочек самая темная?") требует формальных операций и становится
доступной ребенку в 11-12 лет. Логическая структура С. о. полностью
аналогична структуре классификации, с той только разницей, что если в
классификации используется операция, состоящая в объединении индивидов в классы
и классов друг в друга, то С. объединяет операции соединения асимметричных
отношений, которые выражают различия между этими индивидами (классами). Как и
для операций классификации, Пиаже выделяет не только простую С., но и так наз.
мультипликативную С., в которой две системы отношений умножаются друг на друга.
А.Г. Лидерс, Д.В.Ушаков