СЕРИАЦИИ ОПЕРАЦИИ (лат. seriēs – ряд; operātio – действие, дело) – выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания к.-л. признака. По определению Ж. Пиаже, С. о. заключаются в объединении асимметричных транзитивных отношений в систему. Например, ребенку дается определенное число неравных отрезков А, В, С, Д и задание расположить их в порядке возрастания длины. На дооперациональной стадии развития ребенок не способен это делать систематически: он сравнивает случайно выбранные пары А/Е, С/Д, А/Д и т.д. и соотносит результаты. С. или не получается или получается случайным, а не систематическим способом. На конкретно-операциональной стадии развития интеллекта, примерно с 7-8 лет, ребенок использует систематический метод для решения вышеуказанной задачи: он выбирает наименьший из отрезков, потом наименьший из оставшихся и т.д. и, таким образом, легко и систематически строит серию отрезков в порядке возрастания длины. Таким образом, С. о. предполагают не только сравнение объектов (A>B), но и координацию отношений "больше-меньше" между собой, т.е. их транзитивность (если А>B и B>C, то А>C). С. в речевом плане (предполагаемая, например, тестом Бурта: "Эдит более светлая, чем Сюзанна; Эдит более темная, чем Лили; какая из девочек самая темная?") требует формальных операций и становится доступной ребенку в 11-12 лет. Логическая структура С. о. полностью аналогична структуре классификации, с той только разницей, что если в классификации используется операция, состоящая в объединении индивидов в классы и классов друг в друга, то С. объединяет операции соединения асимметричных отношений, которые выражают различия между этими индивидами (классами). Как и для операций классификации, Пиаже выделяет не только простую С., но и так наз. мультипликативную С., в которой две системы отношений умножаются друг на друга.

А.Г. Лидерс, Д.В.Ушаков