СИМВОЛИЧЕСКОЙ
ФУНКЦИИ РАЗВИТИЕ (синонимы: развитие
семиотической функции, знаковой функции) (греч. symbolon – знак; лат.
fūnctio – исполнение) – появление и дальнейшее совершенствование
способности ребенка к представлению (репрезентации) мира, собственных действий
и переживаний с помощью знаков и символов. Таким образом, в С. ф. необходимо
различать обозначаемое содержание (или просто “обозначаемое”) и обозначающие
его образования (“обозначающее”). Понятие С. ф. введено Ж. Пиаже, который
относит ее появление к концу сенсомоторной стадии развития интеллекта (второй
год жизни ребенка). В этот период, почти одновременно, появляются 5 основных
форм С. ф.: подражание, отсроченная имитация, рисование, воображение (mental
images) и речь. Источником становления символической функции является, по
Пиаже, развитие подражания (шире – сенсомоторного интеллекта). Когда на втором году жизни подражание начинает осуществляться или
отсроченно, или внутренне, это и знаменует появление С. ф. На этапе
сенсомоторного интеллекта обозначающее "слито" с обозначаемым (как
белый цвет молока с самим молоком) и имеет образную, метафорическую природу.
На следующем этапе развития становится возможной собственно символическая
репрезентация, когда в качестве обозначающего выступают символы, по-прежнему
образные и имеющие внутреннее сходство с обозначаемым,
но уже отделенные от него. Дальнейшее развитие С. ф.
определяется тем, что ребенок начинает использовать обозначающее, не только
отделенное от обозначаемого, но и не имеющие с ним сходства (знаки речи).
Развитие игры, рисования и др. форм С. ф. (2-7 лет) формирует способность
ребенка представлять объекты и события, которые отсутствуют в данный момент
времени, и создает не ограниченное видимым полем пространство мышления ребенка.
Таким образом С. ф. обеспечивает формирование
представлений и делает возможной интериоризацию действия в мысль о действии
(т.е. в конце концов – в операцию).
А.Г.Лидерс, К.Н.Поливанова