В первом
полугодии жизни С.-л. о. является ведущей деятельностью, оказывая решающее
влияние на развитие всех сторон психики ребенка. Основными продуктами,
складывающимися в рамках С.-л. о., являются аффективно-личностные связи
(генетически первый вид взаимоотношений между ребенком и взрослым) и образ себя
у младенца. При появлении последующих форм общения С.-л. о. уступает им
главенствующее положение, но не исчезает, а продолжает играть свою роль в
дальнейшем развитии ребенка, реализуясь преимущественно в контактах с близкими
людьми. Несформированность С.-л. о. в первом полугодии жизни ведет к искажению
дальнейшего психического развития ребенка, а его дефицит сказывается в
личностных нарушениях даже у взрослых людей. Уровень развития С.-л. о. –
важнейший критерий успешного психического развития ребенка в первом полугодии
жизни. Основными показателями уровня его развития являются признаки
выраженности комплекса оживления: латентный период, полнота состава,
длительность, вариативность, интенсивность компонентов, инициативность.
С.Ю.Мещерякова