СИТУАТИВНОСТЬ-ВНЕСИТУАТИВНОСТЬ (лат. situatio – положение)
– характеристика поведения или психических процессов, отражающая их связь с
чувственно воспринимаемой ситуацией. Для ситуативного поведения (как и
ситуативных эмоций, желаний, мышления, речи и пр.) характерна устойчивая
зависимость от воспринимаемой обстановки, в которой находится субъект.
Ситуативные проявления определяются не самим субъектом, а его предметным
окружением. Наиболее ярко С. проявляется у детей раннего возраста; она же
является одной из главных возрастных характеристик детей до 3-х лет. Поведение
маленького ребенка практически целиком зависит от того, что он видит, слышит,
чувствует в данный момент. Эмоции детей также крайне ситуативны: частая смена
настроений у малышей определяется зависимостью эмоциональных состояний ребенка
от ситуативных впечатлений. Речь в раннем возрасте также прочно связана с
наглядной ситуацией: ребенок может говорить только о том, что он воспринимает
здесь и сейчас. С развитием речи, внутреннего плана действий, воображения
зависимость ребенка от воспринимаемой ситуации постепенно снижается. К 4-5
годам появляются относительно устойчивые цели, которые определяются не
наглядной обстановкой, а собственными замыслами или представлениями ребенка.
Появляется возможность говорить о предметах и явлениях, отсутствующих в
воспринимаемом окружении, а только представляемых. Благодаря этому становятся
возможными внеситуативные формы общения со взрослым.
Поведение детей становится также более свободным от окружающих предметов, т.е.
более внеситуативным. Развитие внеситуативности поведения тесно связано с
развитием произвольности и внутреннего идеального плана. К концу дошкольного
возраста С. поведения и психических процессов в основном преодолевается.
Сохранение С. в поведении, желаниях, речи ребенка после 6-7 лет может
свидетельствовать о задержке психического развития.
Е.О.Смирнова