У Пиаже имеется
два вида процедур экспериментального исследования имеющихся у детей
представлений о С. Обе процедуры требуют от ребенка количественного
сравнения. При этом в первой процедуре – назовем ее процедурой
"равенство-неравенство" – всегда сравниваются два объекта (группы
объектов), равных (сходных) по одним параметрам и различающихся по другим. Само
сравнение производится дважды: сначала в том положении, когда сравниваемые
объекты сходны (равны) по всем параметрам. Ответ ребенка, что они равны,
является необходимым для дальнейшего. Второе сравнение производится после
введения различия в некоторые, казалось бы
несущественные для сравнения, параметры одного из объектов. Случай, когда
равенство объектов фиксируется при первом сравнении и отвергается при втором,
является выражением феномена несохранения. Случай, когда равенство
констатируется ребенком и при первом, и при втором сравнении, является
критерием появления С. в мышлении ребенка. Вторая процедура – назовем ее
процедурой "часть-целое" – производится уже не на двух, а на одном
сложном объекте. Ребенку предлагается сравнить объект в целом с одной из
составляющих его частей. Феномен несохранения проявляется в том, что дети
сравнивают не часть и целое, а две части между собой. Это и называется
феноменом несохранения целого при его сравнении с частью. В теоретическом
плане, достижение стадии конкретных операций по критерию признания С., является
выражением акта полной децентрации мышления ребенка, реализацией равновесия
между ассимиляцией объектов в действии субъекта и аккомодацией субъективных
схем к модификациям объектов.
А.Г.Лидерс