С. р. определяется сложным
взаимодействием врожденных анатомо-физиологических задатков и разнообразных
воздействий социальной среды, стихийного и целенаправленного обучения (Б.М.
Теплов). Специальные формы обучения позволяют сформировать те или иные С. у
людей, у которых исходно эти С. находились на весьма низком уровне развития.
Это было доказано, в частности, исследованиями А.Н. Леонтьева по развитию
звуковысотного слуха, представляющего собой одну из специальных музыкальных С.
Разные периоды детства
сензитивны (чувствительны) к развитию разных видов С. (А.В. Запорожец). Если такой период пропущен, то в дальнейшем развитие
соответствующей С. оказывается крайне затрудненным. Л.А. Венгер выдвинул
и экспериментально обосновал гипотезу о том, что дошкольный возраст сензитивен
к развитию одной из важнейших общих умственных С. – к овладению моделированием
связей и отношений между объектами. Эта С. развивается благодаря основным
“дошкольным” видам деятельности – прежде всего, игре и продуктивной
деятельности. Эффективность развития С. может быть существенно повышена
благодаря специальному обучению, при котором “дошкольные” виды деятельности
целенаправленно обогащаются использованием разнообразных моделей, наглядных
схем и т.п.
А.Л.Венгер