СУБЪЕКТИВНЫЙ
ОБРАЗ МИРА У РЕБЕНКА – система представлений ребенка об окружающей действительности,
природной и социальной, о своем месте в ней. С. о. м. включает в себя также
отношение к этой действительности и к себе самому и тем самым определяет
позицию ребенка. С. о. м., который формируется у
субъекта на каждом этапе жизни, имеет свои специфические особенности. Его
формирование происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с миром и
другими людьми и потому он несет печать потребностей и стремлений ребенка, его
способа жизни. Включаясь во все большее количество субкультур, ребенок
овладевает элементами различных видов отношения к окружающему миру: обыденного,
художественного, научного. С. о. м. у детей зависит от особенностей той
жизненной практики, в которую они включены, от стоящих перед ними задач. Ограниченность
практики детей порождает неправомерность их самостоятельных обобщений,
производимых ими в процессе непосредственного контакта с миром, и приводит к
формированию у них своеобразия представлений о мире и физической причинности.
Ж. Пиаже выделил три особенности представлений ребенка дошкольного возраста о
мире: реализм (овеществление психологических событий); анимизм (наделение
физических объектов жизнью, сознанием, волей); артифициализм (рассмотрение всех
событий и явлений окружающего мира как изготовленных людьми для строго
определенных антропоцентрических целей). Становление С. о. м. у ребенка –
сложный многоступенчатый процесс. В процессе развития С. о. м. изменяется его
содержание (то, что входит в С. о. м. из объективных закономерностей внешнего и
внутреннего мира) и формально-динамические характеристики, которые позволяют
описать состояние С. о. м. (его полнота, устойчивость, осознанность,
связанность и непротиворечивость его компонентов). С. о. м. ребенка неоднороден по степени соответствия наиболее общим
объективным законам мира. Так, например, в нем могут сосуществовать
анимистический и естественнонаучный способ объяснения физических явлений.
К.Н.Поливанова