У. д. выполняет двоякую
социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и
средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических
знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в
этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в
младшем школьном возрасте) У. д. играет ведущую роль в формировании личности.
Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со
взрослыми, У. д. является одним из основных средств включения подрастающих
поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную
деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе
любой коллективной деятельности.
Как и игра, У. д. –
производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение
обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично
проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не
может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие
человеческого знания (от эмпирического уровня к теоретическому)
с необходимостью вызывает развитие, перестройку У. д. Реальные масштабы этой
перестройки определяются социально-экономическими условиями жизни общества, его
потребностями в вооружении подрастающих поколений знаниями теоретического и
эмпирического уровня. В наиболее развитых формах У. д. выступает впервые в
эпоху научно-технической революции.
Сущность У. д. заключается в
решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат
состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении
определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми
действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У.
д., т.е. ту ее простейшую “единицу”, внутри которой проявляется строение этого
вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию
специфического мотива У. д.; определение конечной учебной цели; предварительное
определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение
системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку
результатов У. д.
Как любая другая
деятельность человека, У. д. полимотивирована. Особое место в системе мотивов
У. д. принадлежит познавательному интересу, непосредственно связанному с ее
содержанием и представляющему собой специфический, внутренний мотив У. д., без
которого усвоение знаний из конченой цели (“мотива-цели”) может превратиться в
условие достижения других целей, т.е. деятельность субъекта не приобретает
учебного характера (или утрачивает его). Возможности и условия актуализации
познавательного интереса в У. д. определяются его направленностью (на
результаты или способы познания) и уровнем развития (является ли он
ситуационным или устойчивым, личностным).
На основе актуализированного
мотива У. д. определяются ее конечная и промежуточные
цели. Хотя целеполагание в У. д. выступает чаще всего как “принятие” субъектом
поставленных извне целей, оно является не одномоментным актом, а процессом
осознания предметного содержания поставленных целей, их соотнесения с
актуальными мотивами, “доопределения”. О сложности этого процесса
свидетельствуют хорошо известные факты “переопределения” учебных целей.
Одновременно с определением целей осуществляется предварительный анализ условий
и способов их достижения, в результате чего формируется схема акта,
ориентирующая субъекта в процессе его выполнения. Реализация целей У. д.
обеспечивается системой учебных действий, состав и строение которых могут
значительно варьировать в зависимости от объекта усвоения (теоретическое или
эмпирическое знание), способа его представления, требуемого уровня усвоения и
т.п.
Описанное строение
характерно для развитых форм У. д., являющихся результатом ее формирования в
условиях школьного обучения. Процесс формирования У. д. изучен недостаточно. На
основании экспериментальных данных в нем можно выделить три основные
стадии. Первая из них характеризуется освоением отдельных учебных
действий; на этой основе возникает ситуационный интерес к способам действия и
формируются механизмы “принятия” частных учебных целей; осуществление У. д.
возможно только при непосредственном взаимодействии с учителем, который ставит
цели, организует действия, осуществляет их контроль и оценку. На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты
деятельности, подчиненные достижению более отдаленной конечной цели; по мере формирования
таких актов познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная
выполнять функцию смыслообразующего мотива У. д.; с этим связано дальнейшее
развитие механизмов целеполагания, обеспечивающих не только принятие
поставленной извне конечной цели, но и самостоятельную ее конкретизацию;
на этой основе интенсивно формируются действия контроля и оценки. Третья стадия
характеризуется объединением отдельных актов У. д. в целостные системы;
познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и
избирательностью, начиная во все большей степени выполнять функцию
побудительного мотива деятельности; в системе учебных действий одно из
центральных мест занимают действия с различными источниками учебной информации
(учебником, справочником, картой и т.п.). Хронологические рамки указанных
стадий относительны и определяются в первую очередь условиями обучения. При
неблагоприятных условиях развитие У. д. может остановиться на первой стадии; в
оптимальных условиях, как показывают экспериментальные данные, уже на 6–7-м
году обучения У. д. вступает в высшую стадию своего формирования.
В.В.Давыдов