Важнейшими
конкретными областями психологических исследований формальных операций в
концепции Пиаже стали: 1) Исследование гипотетико-дедуктивного мышления ребенка
в области поиска физических закономерностей, например, эксперименты Б. Инельдер
и Ж.Пиаже с маятником, в которых ребенок путем проб и рассуждений должен
сформулировать зависимость частоты колебаний маятника от веса подвешенного
груза, длины веревки, на которой висит груз, силы толчка и высоты, с которой
отпускается
груз. 2) Исследование операциональных схем комбинаторики, например, с помощью
эксперимента с пятью бесцветными и лишенными запаха жидкостями, соединение трех
из которых дает определенным образом окрашенный продукт, прибавление четвертой
жидкости меняет окраску, а пятая жидкость полностью нейтральна. От ребенка
требуется как можно быстрее путем манипулирования с жидкостями и рассуждений
открыть эти свойства жидкостей. 3) Исследование формирования схем механического
равновесия, включая равновесие между действием и реакцией. Например,
используется экспериментальная система, где поршень оказывает давление на воду,
содержащуюся в одном колене U-образного сосуда. Система находится в
динамическом равновесии, так как столб воды в противоположном колене
уравновешивает груз поршня. Подростки на стадии формальных операций легко
объясняют это состояние равновесия, различая четыре скоординированные в этой
ситуации операции. 4) Исследование операциональных схем пропорции, например, в
экспериментах с весами, где произведение расстояния и груза на одном плече
весов должно быть уравновешено произведением
расстояния и груза на другом плече весов.
А.Г.Лидерс