ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
РЕЧЬ (лат.
egō – я + centrum – центр) – одно из проявлений эгоцентризма ребенка. Э.
р. заключается в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста,
занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне
зависимости от присутствия собеседника. Ж. Пиаже характеризовал Э. р. как: а)
речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию); б) речь со
своей точки зрения без учета позиции собеседника. В настоящее время существует
относительно устоявшееся разделение Э. р. и речи для себя (РДС, private spech)
как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие Э. р. связано с эгоцентрическим
характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособным учитывать точку зрения
слушающего. В отличие от этого, РДС образуют высказывания, не имеющие
намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и потому в
принципе не предполагающие понимания со стороны слушающего. РДС
полифункциональна: в некоторых случаях она может служить средством непрямого
обращения ко взрослому для привлечения его внимания,
но основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка –
отображением в речи собственных действий и их планированием. Роль РДС в
психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов
с предметным содержанием действий.
К.Н.Поливанова