ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (греч. aisthētikos относящийся к чувственному восприятию) – развитие
способности переживать различные явления действительности как прекрасные, т.е.
с особым эмоциональным отношением (базирующемся на восприятии ценности
индивидуального человеческого существования). Подобное отношение формируется у
ребенка в общении со взрослым, в условиях специально
организованного воспитания и обучения (на основе различных конституциональных
предпосылок). В ходе такого обучения детям открывается
неутилитарная ценность всего окружающего, появляется чувство
эмоционально-духовной сопричастности воспринимаемому, т.е. развивается эстетическое
отношение к миру. Э. р. начинается уже в раннем возрасте. Существуют
определенные возрастные особенности в развитии у ребенка эстетического
отношения к миру. Маленькие дети могут переживать, например, чувство радости
при восприятии ярко окрашенных предметов, или при выполнении собственных ритмических движений, а также обнаруживать определенную
чувствительность к отдельным произведениям литературы, музыки, живописи. С
помощью взрослого ребенок постигает содержание произведений искусства как
специфического продукта человеческой культуры. В дошкольном и младшем школьном
возрасте эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства
характеризуются, в основном, переживанием непосредственного удовольствия или
неудовольствия, а наибольшее значение для детей имеют изображенные в них
события. В подростковом возрасте и в юности отношение к произведениям искусства
все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами, раскрывающими
сложный внутренний мир человека и воплощенными в художественных особенностях
произведениями. Важную роль в Э. р. детей играет их собственная художественная
деятельность: рисование, лепка, музицирование и др.
Н.И.Ганошенко