Основная единица анализа Я. к. – способ работы над языковым материалом в процессе
решения нестандартных задач. Это задачи, требующие учета формализованных и
неформализованных отношений в языке, поэтому они с неизбежностью предполагают
обращение ребенка и к данным речевого опыта, и к знаниям о языке. Инвариантные
компоненты способа работы с языковым материалом образуют структуру, релевантную
(но не тождественную) структуре Я. к. Эти компоненты таковы: 1) ориентировочный
– преимущественная и предпочитаемая ребенком ориентация на конкретные признаки
и/или целостные характеристики языковой конструкции; 2) операциональный –отдельные операции и/или совокупности операций с
материалом, выполняемые ребенком в ходе решения задач; 3) аффективно-волевой
– избирательное отношение к материалу, эмоционально-рефлексивное отношение к
собственным сомнениям и трудностям, подверженность или сопротивление
стереотипам рутинных действий, адекватных стандартным грамматическим задачам.
Е.Д.Божович