Характерной особенностью
В.-п. о. является его внеситуативность, причем двоякого рода. Во-первых,
внеситуативно само содержание общения: внимание ребенка направлено на предметы
и явления, мало связанные с тем, что находится рядом в момент взаимодействия,
или вообще с этим не связанные. Во-вторых, в актах общения дети выделяют и
оценивают свойства партнера, не наблюдаемые непосредственно, а умозаключаемые
на основе происходящего: информированность, находчивость, способность хорошо и
доходчиво объяснить. Ведущими мотивами в рамках В.-п. о. являются
познавательные мотивы. Взрослый становится для ребенка источником знаний о
физическом мире и компетентным, заинтересованным собеседником. Именно эти
качества взрослого побуждают ребенка к В.-п. о.
В этом возрасте появляется
острая чувствительность детей к оценке взрослого, которая свидетельствует о
становлении особой коммуникативной потребности в уважении. Чувствительность к
оценке ярче всего проявляется в повышенной обидчивости детей, в нарушении
деятельности после частых порицаний, а также в ярко выраженной радости после
похвал. Главным средством В.-п. о. является речь, поскольку только она
позволяет выйти за пределы наличной ситуации и осуществлять познавательное
общение.
Значение В.-п.
о. для психического развития ребенка состоит в том, что в нем расширяется
пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются
причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию
детского мышления.
Е.О.Смирнова