На границе
раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной
деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле
самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой
способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее
изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и
ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к
дошкольному.
В концепции
ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в
качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра.
Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности:
конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также
элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме
у дошкольника еще нет.
В Д. в. мотивы
и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой
выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного
поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ
поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в
качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от
случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и
воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением
становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в
развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и
усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях
не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.
При
преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в.
закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного
внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный
возраст – пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и
творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность
дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей
поведения.
Для Д. в.
характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и
содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для
дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности,
чем взрослый.
Д. в. –
сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения
знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным
и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко
выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого
(учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его
собственной программой, т.е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы
обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка,
аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника,
предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют
широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми.
Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки
зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности
самого ребенка.
В старшем
дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате
чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как
умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия,
совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие
произвольность познавательных психических процессов.
И.В.Дубровина, Е.О.Смирнова