КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА – возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в свою очередь, качественно изменяет характер этих отношений. Из непосредственных они становятся опосредованными отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого. В поведенческом плане К. п. г. проявляется различными симптомами в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. Эти симптомы во многом схожи с симптомами других критических возрастов (3 и 7 лет).

При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных требований взрослых к ребенку или, напротив, заниженных, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерными являются частые проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т.п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений.

С.Ю.Мещерякова