При адекватном
отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются
прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков
и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с
близкими и посторонними людьми. В случае завышенных требований взрослых к
ребенку или, напротив, заниженных, а также при индифферентном отношении,
игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы
как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки.
Особенно характерными являются частые проявления непослушания в режимных
моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие
симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком,
положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость
и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и
т.п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может
произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений.
С.Ю.Мещерякова