В период К. п.
взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая
или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке. Основным
содержанием совместной деятельности становится построение системы социальных
отношений ребенка с другими людьми. Впоследствии эта деятельность продолжается
в подростковом возрасте, выступая в форме интимно-личного общения со сверстниками
(рассматривавшегося Д.Б. Элькониным как ведущая деятельность подросткового
возраста), общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн), но нередко
также и в антиобщественных формах.
Степень
свободы и независимости ребенка при переходе к подростковому возрасту резко
возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему
взрослыми добровольно. Вместе с тем, негативные проявления К. п. – негативизм,
грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство –
воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному
возрастному периоду. Это говорит о том, что “взятая с бою” подростковая свобода
представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот
период. В современном обществе еще не выработан универсальный социальный
институт, который обеспечивал бы адекватную реализацию подросткового стремления
к вхождению в мир взрослых. Подростковые клубы и сообщества суть учреждения
факультативные, далеко не всеобщие, в школе же воплощены взаимоотношения,
соответствующие младшему школьному, а не подростковому возрасту. Именно поэтому
взаимодействие подростка с обществом нередко оказывается не столько социальным,
сколько антисоциальным, а негативные проявления К. п., в отличие от других
возрастных кризисов, могут растягиваться на весь соответствующий период.
А.Л.Венгер