КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ – возрастной кризис,
возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному. В качестве основной психологической характеристики выделяется
"потеря непосредственности", которая, с одной стороны,
характеризуется манерничаньем и кривлянием, т.е. неестественностью поведения, с
другой – возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами,
т.е. произвольностью. По Л.С. Выготскому, К. с. л. обусловлен
обобщением переживаний ребенка, до того разрозненных и ситуативных. В
частности, к семи годам ребенок может прогнозировать свой возможный успех или
неуспех в зависимости от собственных возможностей. Известно, что дети шестого
года жизни не дифференцируют Я-реальное и Я-идеальное
(желаемое). К семи годам эти оценки начинают различаться, что способствует
возникновению мотивации поступления в школу. Начинает формироваться внутренняя
позиция школьника. В познавательной сфере возникает ориентация на систему норм
и правил, заданных взрослым (до этого превалировала ориентация на
воспроизведение наглядного образца).
В период К. с.
л. нередко наблюдается трудновоспитуемость ребенка, которая проявляется преимущественно
в привычной обстановке, с близкими взрослыми. Она
состоит в игнорировании привычных требований и правил и носит характер
избегания (в отличие от подросткового кризиса, где нарушение носит характер
провокации конфликта). Кроме того, отмечается общая для всех переходных
возрастов эмоциональная неустойчивость. В последние годы понижение сроков
начала школьного обучения привело к деформации условий протекания кризиса, что
вызвало у некоторых детей растягивание во времени его острой фазы. В последних
публикациях К. с. л. называют также “кризисом 6-7 лет” или “предшкольным”.
К.Н.Поливанова