В то же время
усиление негативизма и противодействия взрослому в указанном возрасте могут
быть следствием педагогической запущенности, ошибок взрослых в воспитании
детей, противоречий между повышением требований к ребенку и его объективной
неготовностью им соответствовать. В данном случае у ребенка фиксируется
невротический кризис (кризис недоразвития).
Позитивными
психическими приобретениями детей на этапе нормативного кризиса выступает в
большей или меньшей степени осознанное стремление ребенка к психологической
эмансипации от взрослого, выделение в самосознании своего собственного Я, своих
желаний как отдельных, особых и не всегда совпадающих с желаниями других людей.
Это находит свое выражение в формировании и отстаивании своих собственных
замыслов (на начальном этапе кризиса – в виде негативизма, упрямства,
дискредитации замыслов, исходящих от взрослого); в учащающихся попытках
действовать автономно от взрослого, без его помощи; в обостренной эмоциональной
реакции на критику своих собственных, "личных" действий.
Т.В.Ермолова