Первое
полугодие жизни представляет собой этап эмоционального (ситуативно-личностного)
общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте
выступает в качестве ведущей деятельности. На этом этапе ребенок овладевает
экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса
оживления. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как
продукт ведущей деятельности – ситуативно-личностного общения – являются
аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат
основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его
дальнейшего успешного развития. Под влиянием общения со
взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность
младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок
овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями:
фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки,
дотрагивается до них руками, и, наконец, научается схватывать предметы.
Акт хватания
является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует
переход младенца на новый этап – во второе полугодие. На этом этапе на
положение ведущей выдвигается предметно-манипулятивная деятельность. В этом
возрасте общение со взрослым преобразуется из
ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая
"обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе
ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно обусловленными
действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении
собственно предметной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе – в
раннем возрасте. Основным психологическим новообразованием во втором полугодии
выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Оно
проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим
людям, предметному миру и к самому себе.
Если в первом
полугодии жизни имелся дефицит эмоционального общения, то во втором полугодии
задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности и
ситуативно-делового общения, что приводит к отклонению в личностном развитии
ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению,
несформированности отношения к себе. При нормальном
физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все
более сложными локомоциями: произвольно меняет позу, научается садиться,
сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; начинает понимать речь взрослых
и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с
ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку
при одевании и пр.). Период младенчества завершается кризисом первого
года, в котором впервые манифестирует личность ребенка.
С.Ю.Мещерякова