Помимо
прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст
характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция
к интеллектуальному и эмоциональному "уходу" из сферы общественной
жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни,
сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей
степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и
нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может
сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении.
Заметное увеличение времени реакции (т.е. временного интервала между
предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на него испытуемого)
считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Однако
данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и
возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной
изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций.
Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление
оперативной памяти по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого
(явления "дальней реминисценции" и автобиографической памяти)
практически бесспорны. В то же время ухудшение результатов в интеллектуальных
тестах может объясняться не столько снижением собственно мыслительных
возможностей, сколько особенностями мотивации пожилых и старых людей, в
частности, утратой ими интереса к обычно используемым заданиям
формально-логического типа и переориентацией на иное смысловое содержание,
практически не затрагиваемое классическими тестами.
Многие пожилые
люди не только достаточно долго сохраняют высокий интеллектуальный потенциал,
работоспособность и профессиональную компетентность, но и достигают вершин
подлинной мудрости. Появление мудрости – особого феномена интеллектуального
развития, открывающего перед человеком "сферу знаний о фундаментальных
жизненных законах и реалиях" (П. Балтес, Э. Эриксон), – служит важным
аргументом против сведения содержания С. к процессам инволюции, т.е. психологического
угасания и регресса. Накопленные современной наукой данные позволяют
рассматривать С. как качественно своеобразный отрезок онтогенеза, на протяжении
которого развитие человека продолжается, хотя и в особой форме, существенно
отличающейся от процессов развития в детстве. Вопреки распространенным
представлениям показано, что значительная часть людей
пенсионного возраста сохраняет профессиональные качества, достаточно
высокую работоспособность и стремление к активной деятельности. О значительном
потенциале поздних периодов человеческой жизни говорят также известные факты
высокой творческой продуктивности отдельных ученых, представителей искусства и
других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
Неправомерно,
таким образом, связывать с периодом С. только регрессивные явления. С. может
рассматриваться и как период личностного развития. В современной науке наиболее
разработанная психологическая концепция С. как особого самоценного периода
человеческой жизни принадлежит Э. Эриксону. Согласно его теории
психосоциального развития личности, С. знаменует достижение мудрости и чувства
удовлетворения, полноты жизни и исполненного долга, высший уровень личностной
интеграции в случае позитивного осуществления предшествующих возрастных стадий.
Если, напротив, главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были
реализованы, то С. сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности
прожитой жизни, отчаянием и страхом смерти. В качестве
актуальных для современного общества проблем психологии С. активно изучаются
личностные свойства стареющего человека и влияние на него таких факторов как
характер семейных отношений, сохранение привязанностей, возможности посильной
занятости и др. Установлено, что сужение сферы общения, круга интересов,
падение социальной и физической активности не только сами являются результатом
старения, но и, в свою очередь, значительно ускоряют этот процесс.
Современная наука ставит проблему создания средств и условий для активной,
полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки
человека к наступлению С.
Способность
выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку
возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные
условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено
также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов
у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных
эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об "эмоциональном
уходе" как общей особенности всех престарелых людей безосновательны.
Г.В.Бурменская