В ранней Ю. большое место в жизни юношей и девушек занимает
учебно-профессиональная деятельность, тесно связанная с разнообразными формами
общения.
На этой основе у молодежи формируются познавательные и профессиональные
интересы, способность строить жизненные планы. В периоде поздней Ю. часть
молодежи продолжает обучение в высшей школе, но большинство юношей и девушек в
той или иной форме приобщаются к труду, т.е. к собственно производительной
жизни общества. Этот значительный шаг на пути к самостоятельности (в том числе
и материальной) отмечает условную границу Ю. с периодами взрослой жизни. В
целом для Ю. характерно относительное преобладание процессов интеграции,
вхождения в жизнь общества, по сравнению с присущими подростковому возрасту
явлениями индивидуализации.
Развитие
многих психических функций человека (внимание, сенсомоторные реакции, некоторые
виды памяти и др.) к концу Ю. достигает своих максимальных показателей. В то же
время ряд наиболее сложных психических процессов, включая мышление, продолжает
свое развитие. Согласно теории Ж. Пиаже, в юношеские годы происходит важный
процесс диверсификации интеллектуальных способностей, т.е. их дифференциации и
специализации. Суть этого процесса состоит в качественном совершенствовании
формально-операциональных структур интеллекта применительно к той конкретной
сфере деятельности, которой юноша или девушка овладевают в рамках выбранной профессии
или специальности. Однако на практике процесс образования
формально-операциональных структур нередко заметно растягивается, и в
результате овладение гипотетико-дедуктивным способом рассуждения, логика
комбинаторного анализа и другие важнейшие интеллектуальные способности,
базирующиеся на формальных операциях, появляются не к 14-15 годам, а между 15 и
20. Существенно, что высшие проявления интеллекта человека обычно отмечаются в
области его профессиональной деятельности.
В юношеском
возрасте в значительной степени преодолевается свойственная предшествующим
возрастным этапам зависимость от взрослых (как психологическая, так и
материальная) и утверждается самостоятельность личности. В подобной автономии
(эмансипации) выделяют поведенческий, эмоциональный, моральный и ценностный
аспекты, иначе говоря, потребность и право юноши на самостоятельные поступки,
собственные привязанности и взгляды, не обязательно совпадающие с мнениями и
ценностями родителей (И.С. Кон). Эмансипация не означает утраты прежних эмоциональных
связей и привязанностей к близким,
но предполагает серьезную перестройку взаимоотношений с родителями, иное
положение в семье, а во многих случаях – и фактическое начало жизни вне
защитного круга родительской семьи. Недостаточный учет родителями закономерного
характера процессов эмансипации юношей и девушек составляет одну из наиболее
распространенных ошибок в воспитании и может служить источником взаимного
отчуждения и других болезненных проблем. В свою очередь, способность молодого
человека вести полноценную самостоятельную жизнь, требующую ответственного
поведения и инициативы, служит одним из важных признаков не только успешной
социальной адаптации, но и позитивного хода его личностного развития в целом.
В Ю.
сохраняется тенденция предшествующего (подросткового) возраста к особой
значимости общения со сверстниками и участия в разнообразных молодежных
организациях и неформальных группах. Однако содержание и характер контактов
видоизменяются. Наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм
общения в отношениях со сверстниками, нарастает значение индивидуальных
контактов и привязанностей. Особое место начинают занимать дружба, любовь, т.е.
взаимоотношения, основанные не только на общности интересов и увлечений, но и
на психологической и сексуальной близости. Способность устанавливать такого
рода отношения, согласно теории Э. Эриксона, составляет важное звено в цепи
психологических новообразований поздней Ю. и периода молодости (18 - 25 лет).
Оно возникает на основе успешного разрешения конфликтов самосознания и
выработки устойчивой личной и социальной идентичности.
Ю.
– напряженный период формирования нравственного сознания, ценностных
ориентаций, устойчивого мировоззрения, выбора гражданской позиции личности.
Поиск своего пути в жизни и обретение собственной системы ценностей и убеждений
предполагает интенсивное личное общение, процесс сопоставления своих взглядов с
мнениями родителей, друзей, сверстников, представителей различных социальных и
профессиональных групп. Для этого возраста характерны проявления юношеского
максимализма в критическом оценивании того общества, которое молодые люди
принимают в наследство от старших поколений, поиск собственных идеалов и
способов их конкретного воплощения в реальной жизни. Ответственные и сложные
задачи, стоящие перед человеком в юношеском возрасте, когда его собственный
жизненный опыт крайне мал, при неблагоприятных общественных или микросоциальных
условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким
переживаниям, к кризисному протеканию Ю., а также к разнообразным отклонениям в
поведении юношей и девушек от предписываемых общественных нормативов. Наиболее
подробное описание основных проявлений "обыденной психопатологии
юношеского возраста" – формирования негативной идентичности или ее
"размывания" (диффузия идентичности), самоизоляции, неспособности к
продуктивной работе и др. – содержится в работах Э. Эриксона.
Г.В.Бурменская