АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ (лат. affectus – душевное
волнение, страсть; adaequātus – приравненный) – неадекватная аффективная
реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в
формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости,
заторможенности и т.п. (термин введен М.С. Неймарк). В основе А. н. лежат
отрицательные аффективные переживания, возникающие в результате
неудовлетворенности каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или
конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не
удовлетворяются притязания ребенка в области, имеющей для него существенное
значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием
достаточных способностей в значимой области. Уровень
притязаний ребенка основывается, как правило, на возникшей в предшествующей
жизни неадекватной самооценки. Эта самооценка стала для него привычной,
и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона
самооценке. Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями
ребенка приводит к внутреннему неосознаваемому конфликту. Признать свою
несостоятельность – значит для ребенка пойти вразрез с
имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет
и не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой
неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими
действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание
что-либо способное поколебать самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех
не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает
неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная
реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая ребенку в случае
неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, то есть неадекватная
реакция позволяет ребенку не допустить в сознание собственную
несостоятельность.
Н.Н.Толстых