Окружающие
люди и, особенно, семья нередко ожидают от близнецового сообщества
единообразия, что может сформировать у детей зависимость друг от друга,
ослабить развитие их самостоятельности и воли. Закрытое общение в близнецовой
группе может стать причиной задержки психического развития детей. Тесно
взаимодействуя, Б. научаются понимать друг друга, исходя из ситуации, не
утруждая себя вразумительными объяснениями своих игровых и реальных побуждений.
Речевое развитие может также терять свой темп и искажаться, т.к. близнецовая
группа может идти по линии наименьшего сопротивления, постепенно изобретая так
наз. автономную речь, понятную только самим Б. Вслед за задержкой речевого
развития может происходить задержка и остальных познавательных процессов. Учитывая социальные провокации, которые вызывает "феномен
близнецов", следует уделять специальное внимание индивидуальному общению с
каждым из Б. для создания благоприятных условий развития, независимого от
другого Б. Идентичные и неидентичные Б. имеют выраженные различия в своих
психологических особенностях. Идентичные Б., имея общий генотип, сами по
себе тяготеют друг к другу в силу схожести реакций на внешний мир, схожести
своих потребностей, а также форм физической активности и психической
деятельности. Идентичность соединяет этих Б. внутренними психологическими
основаниями. Неидентичные Б. чаще тяготеют к индивидуализации, к подтверждению
своей уникальности, они стремятся утвердить свою самость, свое "Я",
при этом у них могут формироваться отчужденные отношения между собой. Важно
создать условия для воспитания у всех Б. чувства личности, уникальности, но так
же важно воспитывать у Б. братские и сестринские отношения. При развитии
уникальности каждого следует воспользоваться даром самой природы и воспитать
дружные пары, тройни и т.д. Важно, чтобы единые по факту рождения Б. прошли по
жизни, оказывая друг другу поддержку, независимо от того, идентичные они или
неидентичные по факту своего рождения.
В.С.Мухина