ВЕРБАЛИЗМ (лат. verbālis –
словесный) – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и
характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а
иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического
развития ребенка. В. был впервые описан Л.С. Выготским на материале умственно
отсталых детей, компенсаторное обучение которых строилось целиком в речевой
форме. Однако В. может сформироваться и у нормального
ребенка, если взрослые, озабоченные его умственным развитием, сосредоточивают
свои усилия исключительно на вербальной сфере (учат с ребенком большое
количество стихов, заботятся о расширении его словарного запаса, очень рано
начинают учить его читать и писать и т.п.), не уделяя внимания тем формам
детской деятельности, которые наиболее существенны для общего психического
развития. В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается
окружающими как “вундеркинд”, однако в процессе школьного обучения выявляется
недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В
конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а
часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим
психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками,
порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм. Коррекция
В. представляет собой очень серьезную психологическую проблему, поскольку
требует восполнения глубоких и многочисленных пробелов в психическом развитии
ребенка.
А.Л.Венгер
207 ГИПЕРОПЕКА (синоним: гиперпротекция) (греч. hyper – над,
сверх) – стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка
чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и
инициатива, замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может
приводить к повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде
личностного инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной
адаптации.
А.Л.Венгер