ДЕЗАДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ (лат. dē – от, раз +
adaptāre – приспосабливать) – невозможность школьного обучения и
адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых
данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в
которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения
ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении,
не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами. Выделяются
следующие факторы, способствующие Д. ш.: (1) школьный (отсутствие
индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер,
отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему и др.);
(2) семейный (неблагоприятная материально-бытовая, эмоциональная ситуация в
семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или, наоборот, гиперопека
и т. п.); (3) микросоциальный (негативное влияние окружения, легкость добывания
денег, доступность алкоголя и наркотиков и т.д.); (4)
макросоциальный (деформация общественных и нравственных идеалов, примат
обогащения над самореализацией, обстановка и пропаганда насилия,
вседозволенности и т. п.); (5) соматический (тяжелые и хронические физические
заболевания, уродства, нарушения двигательной сферы, слуха, зрения, речи); (6)
психический (различные проявления психических нарушений, акцентуаций и
патологии личности, патологическое протекание возрастных кризов, задержки
психического развития и др.). Нередко Д. ш. возникает уже с самого
начала школьного обучения в результате отсутствия у ребенка психологической
готовности к школе.
Д.
ш. препятствует полноценному развитию личности ребенка и реализации его
способностей. Ее следствиями являются повышение тревожности и другие
эмоциональные отклонения, снижение самооценки ребенка, нарушение его социальных
контактов. При продолжительном течении Д. ш. развиваются различного рода
психогенные расстройства (неврозы и др.). Мультифакторный характер причинности
и многообразие форм проявления Д. ш. требуют для ее коррекции и профилактики
комплексного междисциплинарного подхода.
А.А.Северный