ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ (в психологии развития)
(лат. intellēctus – разумение, понимание) – психологический синдром,
складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в опережающем возрастные
нормы развитии словесно-логического мышления при отставании в развитии образной
и эмоциональной сфер психики. Основой для возникновения И. является воспитание,
ориентированное на раннее умственное развитие ребенка и раннее начало обучения
школьного типа (дома или в различных центрах умственного развития
дошкольников). Представленность “дошкольных” видов деятельности (игры,
рисования, конструирования) оказывается существенно меньшей, чем у других
детей, что и приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и образных
форм познания. В дальнейшем ребенок уже сам стремится к интеллектуальным
занятиям, в которых его достижения наиболее высоки, и избегает тех видов
деятельности, в которых он неуспешен. Это еще более усиливает дисгармоничность
его психического развития.
Как
правило, школьные успехи детей с И. достаточно высоки (хотя иногда возникают
трудности в учебных предметах, требующих развитых образных представлений, –
геометрии, физике). Вместе с тем, односторонность психического развития этих
детей часто приводит к нарушениям общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте
эти нарушения могут отчасти компенсироваться успешно складывающимися
отношениями со взрослыми и старшими детьми. Однако в
подростковом возрасте, в связи с типичной для него особо высокой потребностью в
общении со сверстниками, у детей, страдающих И., нередко наблюдаются состояния
выраженного эмоционального дискомфорта. Для коррекции И. большое значение имеет
формирование у ребенка средств общения (в частности, в психологических группах
общения).
А.Л.Венгер