ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – дети, обнаруживающие
особо высокий уровень способностей, общих или специальных (к музыке, рисованию,
технике и т. д.). Соответственно, в психологии выделяются общая и специальная
одаренность. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития
– степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на
этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности –
IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку
первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно
обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в
рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике.
Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и
выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным
развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо
деятельности иногда называют “вундеркиндами”. В обучении и воспитании О. д.
важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их
способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию,
поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от сверстников, они нередко
испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У О. д. часто
встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их
социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу,
склонность замыкаться в себе и пр.
Н.С.Лейтес