В
младенческом возрасте возникновение нормального П. с. обусловлено физиологической
общностью матери и плода в пренатальном развитии. Близким к
понятию П. с. является введенное Л.С. Выготским понятие "пра-Мы" –
первоначальное сознание психологического единства матери и младенца, которое
предшествует "возникновению сознания собственной личности, т.е. сознания
дифференцированного и выделенного "Я". Развитию П. с.
способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка
комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.
В
более позднем возрасте П. с. сохраняется вследствие воспитания ребенка в условиях гиперопеки и
повышенного контроля со стороны взрослых. П. с.
особенно часто поддерживается в неполных семьях, если
одинокая мать полностью “замыкается” на ребенке, или, напротив, в ситуации, когда
в воспитании единственного ребенка участвует особо большое количество взрослых
(бабушки, тети и т.п.). Длительно сохраняющийся П. с.
затрудняет нормальное общение ребенка со сверстниками, приводит к его изоляции
в группе. Преодоление П. с. требует большой осторожности и постепенности, так
как резкое и внезапное предоставление ребенку высокой степени свободы, к
которой он не готов, может вызвать у него тяжелый стресс. В некоторых случаях
П. с. возникает в результате
отклонений в общем психическом развитии ребенка (напр., при аутизме).
В.В.Абраменкова, А.Л.Венгер