СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ (лат.
sociālis – общественный; фр.
désorientation – утрата правильного представления о чем-либо) – психологический
синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и
проявляющийся в асоциальном поведении, причиной которого служит невладение
социальными нормами (а не их сознательное нарушение). Главной особенностью
психологического профиля при С. д. является низкая чувствительность ребенка к
социальным нормам и вследствие этого их слабая иерархизация. В результате нормы
принципиально разной степени значимости (напр., такие как “нельзя подсказывать
на уроке” и “нельзя воровать”) воспринимаются ребенком как равнозначные и
нарушаются одинаково легко. С. д. особенно легко возникает при резком изменении
условий жизни, приводящем к столкновению ребенка с большим количеством новых,
вовсе незнакомых ему норм (при поступлении в школу, переезде в другой город или
другую страну и т.п.). При С. д. часто наблюдаются вандализм, мелкое воровство,
грубая агрессия. Наказания, налагаемые взрослыми (в том числе и родителями),
воспринимаются ребенком с С. д. как несправедливые: он видит, что других детей
наказывают значительно менее строго, но при этом не понимает, что их проступки
много менее серьезны, чем его собственные. Вследствие этого у него формируется
представление о несправедливости взрослых и мира в целом, ведущее к появлению
антисоциальной установки и/или негативной самооценки (“я плохой”). С. д. –
психопатизирующий психологический синдром, нарушающий нормальное развитие
личности ребенка. В подростковом возрасте на его основе часто складывается
психологический синдром отверженности. При психологической коррекции С. д.
основными направлениями работы являются: (1) формирование осознания иерархии
социальных норм; (2) поддержание позитивной самооценки.
А.Л.Венгер