При коррекционном подходе к социореабилитации детей и взрослых ставится
задача скорректировать как дефект (например, слепоглухоту), в том числе с
помощью разного рода технических средств и специальных алфавитов
(рельефно-точечный и пальцевый алфавиты, жестовый язык, компьютер с
дополнительным оборудованием и программным обеспечением, слуховые аппараты,
инвалидные коляски и т.п.), так и поведение личности в отношении к окружающим,
особенно "нормальным". Кроме того, определяется перечень доступных личности
в данной экстремальной ситуации профессий, которые также корректируются
применительно к экстремальным условиям. Сознательно самореабилитирующаяся
личность может активно строить свои отношения с окружающими людьми,
регулировать их. Высший уровень самореабилитации предполагает способность
человека не только адекватно реагировать на наличие-отсутствие поддержки со
стороны окружающих, но и сознательно, целенаправленно создавать необходимую
поддержку, вызывая у окружающих интерес к себе и к своей деятельности. Но до
такого уровня самореабилитации нужно еще дорасти через стихийную, а затем
сознательную компенсацию ограничений возможностей, связанных с экстремальными
условиями существования; через сознательное определение смысла своей жизни;
через самомобилизацию (волю к жизни), невозможную без постоянной поддержки со
стороны хотя бы некоторых из окружающих людей. На такую поддержку личность в конце концов, на высшем уровне самореабилитации,
отвечает стремлением тоже стать опорой в жизни близких людей. В любом случае,
на любом уровне или этапе С. без поддержки окружающих не обойтись. Сначала С.
инициируется именно окружающими, затем личность начинает им в этом помогать
своим доверием, своей адекватной реакцией на их усилия, собственными встречными
усилиями, – и лишь на высшем уровне самореабилитации личность может перехватить
инициативу, стать главным сознательным субъектом реабилитационного процесса.
Цель
коррекции дефекта или поведения – обеспечить возможности существования личности
в обществе при данных экстремальных условиях. Виды С.
различаются по направленности: элементарная бытовая реабилитация (овладение
навыками самообслуживания в быту), пространственная реабилитация
(самостоятельное передвижение в постепенно расширяющемся пространстве – от
пространства квартиры до пространства населенного пункта, поля, леса...),
трудовая реабилитация (трудоустройство с учетом неустранимого ограничения
возможностей), социально-психологическая реабилитация (общение с людьми в
различных условиях, налаживание отношений с постоянным окружением и случайными
встречными, в том числе работниками различных учреждений – продавцами,
почтальонами и т.п.).
Коррекционный
подход должен быть дополнен постоянным расширением общего духовного кругозора,
ориентацией на взаимную человечность в отношениях между инвалидами и здоровыми
людьми, на взаимопомощь (постоянная готовность не только обратиться за помощью,
но и посильно помочь самому), на творчество. У детей такие задачи могут
решаться методами совместной педагогики – психолого-педагогического процесса, в
который одинаково вовлекаются как дети-инвалиды, так и здоровые дети. Цели совместной педагогики, во-первых, преодолеть изоляцию тех и
других детей друг от друга; во-вторых, содействовать осознанию
детьми-инвалидами экстремальности условий их существования, и через это
осознание, а так же через дружественное отношение к детям-инвалидам со стороны
окружающих, детей и взрослых, побуждать детей-инвалидов к личностной
самореабилитации с как можно более раннего возраста, до как можно более высокого
уровня; в-третьих, дать возможность здоровым детям учиться
нравственности на практике, в попытках помочь детям-инвалидам и в принятии
помощи от них.
А.В.Суворов