УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – психологический синдром,
складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в
снижении внешних форм активности ребенка при высокой психической активности, в
основном в форме фантазий. При У. о. д. межличностная ситуация развития
характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны
взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью
родителей. Психологический профиль при У. о. д. определяется сочетанием высокой
потребности во внимании к себе (демонстративности) с повышенным уровнем
тревожности. Стремление привлечь к себе внимание, приходя в противоречие с
тревожными опасениями, приводит к внутреннему конфликту. Он разрешается
благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования. Позиция
школьника с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра
совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Погружаясь в мир своих
защитных фантазий, ребенок “отключается” от внешней деятельности, что является
основной характеристикой его деятельности (про таких детей часто говорят, что
они “витают в облаках”). Реакция социального окружения, пытающегося “вернуть”
ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно
стимулирует его уход в замещающее фантазирование. У. о. д. – психологический
синдром с относительно благоприятным прогнозом, однако его негативными
последствиями являются пробелы в знаниях, трудности в полной реализации
ребенком своих возможностей и снижение общения со сверстниками; в подростковом
возрасте часто складывается психологическая инкапсуляция. Эти последствия могут быть существенно смягчены
благодаря повышению эмоционального общения с ребенком в семье и его приобщению
к коллективной художественной деятельности: живописи, танцам и т.п. Эта
деятельность позволяет ребенку продуктивно использовать свою богатую фантазию.
Продукты его творчества обеспечивают необходимое ему внимание окружающих.
А.Л.Венгер