ХРОНИЧЕСКАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ – психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в
младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов,
достигаемых ребенком. Межличностная ситуация развития при Х. н. характеризуется
несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная
характеристика психологического профиля ребенка – постоянное состояние острой
тревоги, приводящее к дезорганизации действий и низкой результативности как
основным особенностям его деятельности. Реакция социального окружения –
постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью – это
представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Первопричиной Х.
н. могут стать: трудности в учебе, вызванные нарушениями когнитивных процессов
(памяти, внимания и др.) или недостаточной готовностью к школе; повышение уровня
тревоги, вызванное “внешними” по отношению к учебе причинами (конфликты в
семье, развод родителей и т.п.); завышенные требования родителей и педагогов. В
дальнейшем Х. н. поддерживается сложившимся “порочным кругом” и потому не
прекращается даже при устранении ее первопричины. Х. н. – невротизирующий
психологический синдром, частая причина школьной
дезадаптации, страхов, психосоматических заболеваний. В подростковом возрасте
на его основе иногда складывается один из наиболее тяжелых психологических
синдромов – тотальный регресс. Х. н. может быть преодолена,
если окружающим ребенка взрослым удастся обеспечить ему ощущение успеха. Это
возможно благодаря выполнению “правил оценочной безопасности” (Ш.А. Амонашвили,
Г.А.Цукерман): достижения ребенка
сравниваются не с абстрактным эталоном, а только с его же собственными прежними
результатами; в каждой оцениваемой работе прежде всего
выделяются удачные моменты и лишь затем могут быть указаны недостатки; при
указании недостатков сразу же предлагаются конструктивные способы их
исправления. Кроме того, должна быть найдена сфера, в которой ребенок
достаточно успешен (напр., спорт, или рисование, или игра на компьютере и
т.п.), и окружающие должны проявлять к достижениям ребенка в этой сфере высокий
интерес.
А.Л.Венгер