В строгом смысле З. – это
формализованная, "вырожденная" проблемная ситуация с полным набором
известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно
передать компьютеру. Выделяют и другие типы З. – с недостатком или избытком
данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т.п. Если
хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З.,
вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная
ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как
З. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл
этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как
"проблемная задача", "творческая задача", "эвристическая
задача" и др., к трактовке мышления как способности решать З. В
исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т.п.
фактически под именем З. используются проблемы, предполагающие выявление
противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т.п. Размытость смысловых границ между З. и проблемой говорит об их
взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область
"от хорошо определенных формальных З. до таких плохо определенных З., как
сочинение фуги" (У. Рейтман). Наряду с мыслительными
З. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемические,
коммуникативные. З. могут возникать в практической
деятельности людей или создаваться преднамеренно – учебные, игровые,
исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко
распространены конструктивно-технические З., для решения которых
разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные
методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой
типологии З. Словесная формулировка З. как обобщенная знаковая модель множества
прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления
содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных З.,
очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее
данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных
операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие З. лишены
личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного
с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе
собственных З.
А.А.Вербицкий