Развитие тематики,
содержания, формы, функциональности и технологии изготовления И. как предметов,
создаваемых взрослыми для игр детей, происходило и наращивало темпы в
зависимости от совершенствования производительных сил (технологий) в ходе
исторического развития общества. И. являются обобщенным, материальным,
эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта
поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое
ребенку надлежит освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства.
Педагогическое воспитательное значение И. приобретала в зависимости от процесса
общественного осознания непреходящей ценности детства в общем цикле
человеческой жизни. В настоящее время складывается понимание И. в качестве
педагогической категории. И. может расцениваться и в качестве средства
манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Возникает понимание того, что,
помимо И., составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной
среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь И. вредные –
милитаристского, садистического, низменного облика и содержания. Во многих
цивилизованных странах создается общественное противостояние эксплуатации
рынком внешней привлекательности и динамичности И., "сатанизирующих"
психику детей и подростков.
И. вводят ребенка во
взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре,
сложившейся в ходе мировой истории. Для гармоничного и целеустремленного
развития личности современного ребенка ему нужны игрушки традиционные, включая
архаические, народные и современные, а также авангардные, например те, в
которых используются новые компьютерные и другие технологии. И. служат игре,
поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности
ребенка в различных видах игр с учетом их специфики в различные периоды
детства.
Современная педагогическая
классификация, учитывающая деятельностный подход к пониманию основных
особенностей психического развития ребенка, соотносит виды И. с различными
играми. С учетом возможности их применения в различных классах игр выделяются
И. следующих видов: сюжетно-образные, дидактические, спортивные,
игрушки-забавы. И. различаются и по степени готовности, что служит ориентиром
для их подбора для детей различных возрастов. Существуют готовые,
сборно-разборные И., заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок и материалы
для их создания.
И. рассматривается как
непременный атрибут детства, средство развития, воспитательной и
образовательной работы с детьми. Она обладает также мощным релаксирующим и
психотерапевтирующим потенциалом. И. формирует в ребенке универсальные,
этнические и индивидуальные черты его психического облика.
С.Л.Новоселова