МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ (лат. modus – образ) – 1) содержание образования и
способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из
основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности.
Первый аспект означает включение в содержание образования понятий модели и
моделирования. Эта задача обусловлена необходимостью формирования научно-теоретического
типа мышления, в котором модели реальных явлений используются как средство их
познания. Современная наука имеет модельный характер, при котором
конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом
научного познания. Поэтому задача формирования научно-теоретического мышления
может быть успешно решена лишь когда научные модели
изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее место и учащиеся
овладеют моделированием как методом научного познания. Второй аспект состоит в
использовании моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления
и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений
изучаемых явлений. Так, например, при изучении понятия "величины" в
курсе начальной математики величины предметов представляют в виде отрезков,
соотношение между которыми моделирует соотношение величин. М. в о. широко используется для
построения общих схем действий и операций, которые учащиеся должны проделать в
процессе изучения сложных абстрактных понятий. В системе развивающего обучения
(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) М. становится центральным учебным действием,
обеспечивающим формирование у детей теоретических обобщений. В дошкольном
возрасте систематическое обучение детей М. различных связей и отношений между
объектами служит важнейшим средством формирования общих познавательных
способностей (Л.А. Венгер).
Е.О.Смирнова