НАУЧЕНИЕ ИТЕРАТИВНОЕ (лат. iterātīvus
– часто повторяющийся) – многократное повторение
обучаемым действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при
постоянных внешних условиях. Н. и. лежит в основе формирования навыков.
Постоянство условий позволяет проводить количественное описание Н. и.,
рассматривая кривые научения, которые отражают зависимость уровня научения от
времени или от числа повторений. В качестве критерия научения
выступают следующие характеристики: временные (время выполнения действия, время
исправления ошибок, время реакции и т.д.), скоростные (величины обратные
времени: производительность труда, скорость реакции и т.д.), точностные
(величина, количество ошибок, вероятность ошибок и т.д.) и информационные
(объем заучиваемого материала, объем восприятия и т.д.). Общей
закономерностью Н. и. является замедленно-асимптотический характер кривых
научения, когда скорость изменения уровня научения со временем уменьшается, а
сама кривая асимптотически стремится к некоторому пределу. Н. и. относится к
сравнительно несложным видам научения и его изучение расширяет представления о
механизмах учения в целом.
А.А.Вербицкий