ПРОБЛЕМА (греч. problēma – задача, задание) – осознание субъектом
невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации,
средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в
проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает
лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную
с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез
относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез
приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в
задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается
искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В
отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой
имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов,
явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое
противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы
раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью
которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение
диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником
развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом
является субъект, то в задаче – знаковый объект, а в П. – противоречие. Понятие
учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения.
А.А.Вербицкий