ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (греч. problēma –
задача, задание) – организованный педагогом способ активного взаимодействия
субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием
обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки,
социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся
мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать
знания. Стержневым понятием П. о. является проблемная ситуация, с помощью
которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления
обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия
субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного
материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности,
включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем
самым принцип проблемности реализуется в П. о. как в содержании учебного
материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их
называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия
науки, практики и самой учебной деятельности; второе – построением П. о. по
диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную,
интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в
суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений.
В П. о. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в
котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат
проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или
появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на
существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания,
отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию,
известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и
включения в процесс ее разрешения. В совместной
деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и
усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как
субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание
научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, как
личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации,
интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации
могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в
истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ,
студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. о. способствует
трансформации познавательной мотивации в профессиональную.
Практика показала, что П. о. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий
все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа
проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего
обучения.
А.А.Вербицкий