СИСТЕМА ФРЕБЕЛЯ – система воспитания,
основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания
Фридрихом Фребелем ( 1782-1852). Фребель является
основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов,
заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля
состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как
цветы (отсюда термин "детский сад") и задача воспитателей в том,
чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В С. Ф.
главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости
побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании
детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и
образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено
на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель
разработал свой дидактический материал (так наз. "дары Фребеля"),
куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу
действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных
цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания;
бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Большое место в С. Ф.
занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация,
музыка и стихи. Важным принципом С. Ф. является сочетание действия или
чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и
его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля
воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его
физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал
свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). С. Ф.
предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача
"даров", демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки – все
это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к
ребенку и на учете его интересов. С. Ф. оказала колоссальное влияние на
развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей.
Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали
специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали
С. Ф. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие
педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем
организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению
семейного и внесемейного воспитания детей. Однако в процессе своего массового
использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные
упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок
оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности
самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой
развивающий эффект, а С. Ф. получила массу критики за формализм, педантизм,
дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем
основные теоретические и методические принципы С. Ф. остаются актуальными в
настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.
Е.О.Смирнова