Современный этап развития С. п.
обусловлен определившимся социальным заказом к теории и практике обучения,
предполагающим разработку образовательных программ, адекватных актуальным
задачам развития общества. С другой стороны, развитие С. п. стимулируется
постепенным выходом психологии за пределы традиционных объяснительных схем, ее
переходом в постклассическую стадию развития. Онтологизация психологии, сопровождающаяся отказом от гносеологической формулы, жестко
разделяющей субъект и объект, меняет предмет науки. На первый план выходит
многомерный, смысловой, системный мир личности, обусловливающий смысловое и
системное строение сознания.
Порождение субъективного мира
личностью, его становление, формирование составляет суть проблемы развития личности
в онтогенезе, которая понимается как проблема становления собственно
человеческого в человеке. Новое понимание смысла как психологической категории
позволяет преодолеть как субъект-объектное расчленение
сознания, свойственное классической психологии, так и субъект-объектную
нерасчлененность его в феноменалистической психологии. Открывающиеся
закономерности становления человеческого в человеке, этапов и уровней в
формировании субъективного мира личности и ее сознания позволяют переосмыслить
существующие представления о критических точках и сензитивных периодах
психического развития. С. п. способствует решению проблем сопряжения
учебно-воспитательных воздействий с закономерностями образования многомерного и
смыслового мира личности как основания формирующегося целостного смыслового
сознания.
В.Е.Клочко, А.М.Матюшкин