УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – основной структурный компонент учебной деятельности. У. д. образуют
целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней
занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем
определенных отношений, составляющих содержание понятия, и построение
предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение и позволяющей изучать
его свойства в “чистом” виде. Специфическим видом У. д. являются действия
контроля. Предметом контроля является при этом не столько конечный результат
деятельности, сколько способы его получения. Он осуществляется главным образом
на основе предполагаемых результатов прочих У. д., т.е. приобретает характер
упреждающего контроля, опирающегося на развитый внутренний план действий и их
рефлексию. С контролем тесно связано У. д. оценки, функция которого состоит в
фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной
цели. Положительная оценка санкционирует переход к новым учебным задачам,
отрицательная побуждает вернуться к У. д. и их контролю.
В.В.Давыдов