ИНСТИНКТИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (лат. īnstīnctus – побуждение) – видоспецифичное (характерное для данного вида
животных) поведение, основанное на врожденной генетической программе,
определяющей его важнейшие характеристики. И. п. ж.
представляет собой совокупность действий, организованных в целостную систему в
тесной координации с другими типами поведения: ориентировочными реакциями,
научением и др. К наиболее характерным свойствам И. п. ж. относятся:
возможность спонтанного проявления; активная направленность на объекты и
ситуации, важные для жизнедеятельности животного; способность выполняться без
предварительного научения; стереотипность выполнения всеми представителями
данного вида. Долгое время среди натуралистов
господствовало виталистическое представление об И. п. ж., ведущее свое
происхождение от средневековой христианской концепции инстинкта,
сформулированной Фомой Аквинским в XIII в., согласно которой инстинкт –
сверхъестественная сила, вложенная в организм Богом. Виталисты считали,
что поведение животных, лишенных разума, обладает целесообразностью благодаря
сверхъестественной природе инстинкта. Отвергая виталистические взгляды,
сторонники рефлекторной теории стали утверждать, что И. п. ж.
– просто комбинация рефлексов, и с конца ХIХ в. эти представления об И. п. ж.
стали вытеснять виталистические. В конце 30-х гг. ХХ в.
Конрад Лоренц (К. Lorenz) создал концепцию И. п. ж.,
ставшую основой этологии, отвергнув как виталистическую, так и чисто
рефлекторную трактовки. Согласно теории Лоренца, основу И. п.
ж. составляют стереотипные движения, позы, звуки и т. п., форма которых
закреплена генетически. В этологии их стали называть комплексами фиксированных
действий (КФД). Животные испытывают регулярные циклические изменения в
готовности выполнять эти действия. При возрастании мотивации у животного
возникает "аппетентное поведение", направленное на поиск особых
"ключевых" ("знаковых") стимулов (визуальных, обонятельных
и др.), характеризующих жизненно важные для животного ситуации и объекты, и в
ответ на эти стимулы животное выполняет КФД. Например, при мотивации к
охотничьему поведению аппетентным поведением является поиск добычи,
определенные признаки которой, выполняющие роль ключевых стимулов, вызывают у
животного КФД, с помощью которых оно хватает добычу. Аппетентное поведение
более изменчиво, чем КФД и часто включает научение. Особым случаем ключевых
стимулов, ответственных за социальное поведение, являются “релизеры” –
возникшие в ходе эволюции демонстративные действия и телесные структуры
животных, которые вызывают реакции у особей своего
вида, выполняя функцию коммуникации. Опираясь на открытия физиолога Э. фон
Хольста (E. von Holst), Лоренц предположил, что в особых центрах в центральной
нервной системе постоянно генерируются координированные последовательности
импульсов, определяющие координацию движений в КФД, но непосредственная
передача этих импульсов к мышцам блокируется. Блокировку способен снимать
гипотетический нейросенсорный механизм, названный врожденным разрешающим
(пусковым) механизмом (ВРМ или ВПМ) в ответ на ключевые стимулы, реакция на
которые является врожденной, и ее избирательность обеспечивается центральной
нервной системой. Изменения в уровне мотивации Лоренц метафорически связывал с
изменением "специфического потенциала действия", конкретную
физиологическую природу должны прояснить будущие исследования. При низком
уровне мотивации животное не реагирует на ключевые стимулы или реагирует
"незаконченными действиями". Если уровень мотивации растет, а
животное не встречает ключевых стимулов, то оно выполняет инстинктивные
действия в ответ на неподходящие стимулы. В предельном случае может происходить
так называемая "реакция вхолостую", когда действие выполняется в
отсутствии стимулов и объекта реакции. Н. Тинберген (N.
Tinbergen) на основе теории Лоренца разработал иерархическую
модель И. п. ж. В результате исследований, стимулированных концепцией Лоренца и
Тинбергена, представления об И. п. ж. усложнились. Обнаружились
противоречия с классической моделью, породившие тенденцию к отказу от нее, но
альтернативной теории до сих пор не создано. С 80-х гг. XX в.
в этологии возвращается интерес к классической
концепции, которая, претерпев корректировку и усовершенствование, сохраняет
эвристичность. В современной этологии отказались от деления самого поведения на
врожденное, т.е. чисто инстинктивное, и приобретенное, и любое конкретное
поведение рассматривается как результат взаимодействия наследственности,
детерминирующей одни из его свойств, и индивидуального опыта животного,
определяющего другие свойства. В результате термин "И. п.
ж." постепенно выходит из употребления, вместо него предпочитают
говорить о видоспецифичном поведении, а вместо инстинкта – о генетическом
программировании поведения. Этология утверждает, что человек также обладает
инстинктивным, т. е. видоспецифичным, поведением, основанным на врожденных
генетических программах, которые изучает этология человека.
Е.А. Гороховская