ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – различные внешние проявления
активности животных на уровне целого организма (поведение отдельных особей) и на
надорганизменном уровне (“социальное П. ж.”). П. ж. начало превращаться в
самостоятельный предмет научного исследования в конце ХIХ в. Впервые "П.
ж." как научный термин ввели в обращение в 1898 г. зоологи Ч. Уитман
(Ch. Whitman) и К.Л. Морган
(C.L. Morgan). Исследование
П. ж. стало проводиться одновременно в рамках трех дисциплин: зоологии,
психологии и физиологии. Зоологи сосредоточились главным образом на изучении
видоспецифичного (характерного для данного вида животного) П. ж. в естественных
для них условиях, непосредственно в природе или воссоздавая в неволе условия,
близкие к естественной среде. Психологов интересовало П. ж. как проявление тех
или иных психических способностей и как самостоятельный предмет исследования,
часто в качестве упрощенной модели для анализа поведения человека. Физиологи
изучали нейрофизиологические механизмы П. ж. Вся область исследования поведения
и психики животных с конца ХIХ в. стала называться зоопсихологией. Постепенно к
30-м гг. ХХ в. в ней утвердился объективистский подход, и в связи с этим П. ж.
надолго стало главным, а в большинстве случаев единственным предметом
исследования в зоопсихологии. Объективисты утверждали, что предметом научного
изучения в зоопсихологии могут быть только объективно наблюдаемые явления, т. е.
П. ж. и лежащие в его основе физиологические процессы, а не психика животных, о
которой нельзя получить не только прямых, но даже косвенных данных из отчетов
об интроспекции. К середине ХХ в. в области изучения П. ж. сформировались два
ведущих направления: американская школа сравнительной психологии и европейская
школа этологии. Американские сравнительные психологи придерживались взгляда,
что все П. ж. почти целиком формируется внешней средой в процессе научения,
представляя собой сочетание немногих безусловных и различных условных
рефлексов. Как правило, они проводили исследования в жестко контролируемых
лабораторных условиях. Этологи, являвшиеся главным образом зоологами, изучали
П. ж. в природе или имитируя естественные условия и настаивали на том, что в
значительной части П. ж. является генетически фиксированным, врожденным.
Этологи считали, что это поведение основано на сложных механизмах, не
сводящихся только к рефлексам. До начала 50-х гг. эти два направления
игнорировали друг друга, затем между ними началась острая полемика, а с
середины 60-х гг. активный обмен идеями и взаимное заимствование методов
исследования. На рубеже 70-х гг. появилось еще два зоологических направления в
изучении П. ж.: социобиология, анализирующая эволюцию социального поведения с
помощью методов синтетической теории эволюции (современного дарвинизма), и
тесно связанная с ней методологически поведенческая экология (behavioural
ecology – англ., Verhaltensоcologie – нем., на русском языке ее название еще не
устоялось), изучающая роль П. ж. в экологии животных. Хотя указанные четыре
основных направления в исследовании П. ж. сохраняют самостоятельность, в
настоящее время наметился путь синтезу их представлений и подходов в рамках
единой науки о П. ж. С 60-х гг. в этологии и с середины 70-х гг. в
социобиологии исследователи стали активно применять свои концепции и методы для
изучения биологических основ поведения у человека. Вначале это вызвало резкое
сопротивление со стороны гуманитариев, но к настоящему времени этология
человека и социобиология человека стали междисциплинарными областями
исследования, в которых биологи активно сотрудничают с психологами,
психиатрами, антропологами, социологами и лингвистами. Исследование П. ж.
играет также важную роль в новом направлении в зоопсихологии, изучающем психику
животных, которое чаще всего называют когнитивной этологией.
Е.А.Гороховская