ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В настоящем томе представлены понятия и термины, относящиеся к проблемам развития психики. Некоторые из них специфичны для психологии развития (“онтогенез”, “развитие личности”, “возраст” и т.п.), другие же используются и в общей психологии, но применительно к проблемам психического развития несколько меняют свой смысл (или приобретают дополнительный). В последнем случае понятие дается с соответствующим уточнением (например: Общение (в психологии развития) или Деятельность детская”). В современной отечественной науке еще не установилось однозначное понимание того, какой именно круг проблем и понятий принадлежит к сфере интересов психологии развития. Широко распространено соотнесение этой ветви психологической науки только с проблемами развития психики в онтогенезе (т.е. в течение жизни отдельного индивида). Наряду с этим, существует и расширительное толкование понятия “психология развития”, относящее к этой области все процессы развития психики – в том числе филогенетического (т.е. в процессе эволюции животного мира и на протяжении истории человечества). Мы постарались охватить понятия, относящиеся к наиболее широкому кругу процессов развития психики.

Том открывается разделом “Основные категории психологии развития”, в котором собраны основополагающие понятия, используемые представителями самых разных школ и научных направлений. Многие из этих понятий используются не только в психологии, но выступают также в качестве биологических, социологических, исторических или общенаучных категорий. В настоящем издании мы выделяем их психологическое содержание, не пытаясь дать исчерпывающих общенаучных определений.

В следующем разделе – “Научные отрасли, направления, концепции” – представлены наиболее значимые подразделы психологии развития и некоторых смежных научных дисциплин, а также отдельные научные школы, внесшие существенный вклад в изучение проблем психического развития. Направления разной степени общности и значимости даны рядоположенно. Мы не ставили своей целью создать какую-либо собственную систематику научных отраслей и направлений, а старались отразить многообразие подходов, реально существующих на сегодняшний день.

Раздел “Общие понятия и теоретические проблемы психологии развития” посвящен раскрытию содержания терминов и понятий, разработанных в рамках различных психологических школ и характеризующих процессы психического развития с разных, подчас противоречащих друг другу позиций. Наиболее широко представлены понятия, обязанные своим происхождением работам отечественных психологов. Наряду с классическими, устоявшимися понятиями, в этом разделе отражены также более современные, еще только входящие в массовый научный обиход.

Отдельный раздел – “Методы исследования в психологии развития” – знакомит читателя с некоторыми наиболее общими методами научной и практической деятельности в этой области. В задачу настоящего издания не входило описание конкретных методик, количество которых сегодня чрезвычайно велико. Этой теме посвящено большое число специальных обзорных работ, широко представленных на отечественном книжном рынке. Вместе с тем, мы сочли нужным привести краткую характеристику отдельных наиболее классических методик (как, например, тестов Бине).

Раздел “Направления психического развития в онтогенезе” отражает линии психического развития, не ограничивающиеся каким-либо отдельным возрастным периодом. Частные психологические характеристики, относящиеся к отдельному периоду или к смежным периодам, отражены в следующем разделе – “Отдельные стадии и показатели психического развития в онтогенезе”. Обобщенным описаниям возрастных особенностей на разных ступенях онтогенеза посвящен раздел “Характеристика отдельных возрастных периодов”. Эти три раздела частично пересекаются, и отнесение понятия к тому или иному из них неизбежно страдает некоторым субъективизмом.

Объектами практической деятельности психолога являются отдельные индивиды и группы, в отличие от собственно научной деятельности, в большей мере связанной с изучением общих закономерностей психического развития. Это, а также малая разработанность теоретических проблем дифференциальной психологии развития побудило нас создать комплексный раздел “Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития”.

Другой аспект практического применения теорий и методов, созданных в русле психологии развития, представлен прикладными исследованиями, относящимися к проблемам обучения и воспитания. Эта область исследований уже довольно давно выделилась в относительно четко очерченную самостоятельную дисциплину, понятия и термины которой собраны в разделе “Проблемы и понятия педагогической психологии”. Важно отметить существенное различие между практической психологией развития, с одной стороны, и педагогической психологией – с другой. В первом случае психолог непосредственно проводит практическую работу, во втором – выступает в качестве разработчика методов, адресованных, вообще говоря, специалистам из другой области (педагогам в самом широком смысле этого слова).

Том завершается разделом “Развитие психики в филогенезе”, который представляет понятия и термины, отражающие развитие психики в процессе эволюции животного мира. Они разработаны частично в таких отраслях психологии как зоопсихология и сравнительная психология, частично – в смежных дисциплинах (зоология, этология). Многие из этих понятий являются “дубликатами” соответствующих понятий, используемых применительно к общим проблемам психического развития. В данном разделе они сопровождены необходимыми уточняющими определениями (как, например, понятие “Игры животных”, соответствующее понятию “Игра” из раздела “Общие понятия и теоретические проблемы психологии развития”).

Доктор психол. наук              А.Л.Венгер