В настоящем томе представлены понятия и термины, относящиеся к проблемам
развития психики. Некоторые из них специфичны для психологии развития
(“онтогенез”, “развитие личности”, “возраст” и т.п.), другие же используются и
в общей психологии, но применительно к проблемам психического развития
несколько меняют свой смысл (или приобретают дополнительный). В последнем случае понятие дается с соответствующим уточнением
(например: “Общение
(в психологии развития)” или “Деятельность детская”). В современной
отечественной науке еще не установилось однозначное понимание того, какой
именно круг проблем и понятий принадлежит к сфере интересов психологии
развития. Широко распространено соотнесение этой ветви психологической науки
только с проблемами развития психики в онтогенезе (т.е. в течение жизни
отдельного индивида). Наряду с этим, существует и расширительное толкование
понятия “психология развития”, относящее к этой области все процессы развития психики
– в том числе филогенетического (т.е. в процессе эволюции животного мира и на
протяжении истории человечества). Мы постарались охватить понятия, относящиеся
к наиболее широкому кругу процессов развития психики.
Том открывается разделом “Основные категории психологии
развития”, в котором собраны основополагающие понятия, используемые
представителями самых разных школ и научных направлений. Многие из этих понятий
используются не только в психологии, но выступают также в качестве
биологических, социологических, исторических или общенаучных категорий. В
настоящем издании мы выделяем их психологическое содержание, не пытаясь дать
исчерпывающих общенаучных определений.
В следующем разделе – “Научные отрасли, направления,
концепции” – представлены наиболее значимые подразделы психологии развития и
некоторых смежных научных дисциплин, а также отдельные научные школы, внесшие
существенный вклад в изучение проблем психического развития. Направления разной
степени общности и значимости даны рядоположенно. Мы не ставили своей целью
создать какую-либо собственную систематику научных отраслей и направлений, а
старались отразить многообразие подходов, реально существующих на сегодняшний
день.
Раздел “Общие понятия и теоретические проблемы
психологии развития” посвящен раскрытию содержания терминов и понятий,
разработанных в рамках различных психологических школ и характеризующих
процессы психического развития с разных, подчас противоречащих друг другу
позиций. Наиболее широко представлены
понятия, обязанные своим происхождением работам отечественных психологов.
Наряду с классическими, устоявшимися понятиями, в этом разделе отражены также
более современные, еще только входящие в массовый научный обиход.
Отдельный раздел – “Методы исследования в психологии
развития” – знакомит читателя с некоторыми наиболее общими методами научной и
практической деятельности в этой области. В задачу настоящего издания не
входило описание конкретных методик, количество которых сегодня чрезвычайно
велико. Этой теме посвящено большое число специальных обзорных работ, широко
представленных на отечественном книжном рынке. Вместе с тем, мы сочли нужным
привести краткую характеристику отдельных наиболее классических методик (как,
например, тестов Бине).
Раздел “Направления психического развития в онтогенезе”
отражает линии психического развития, не ограничивающиеся каким-либо отдельным
возрастным периодом. Частные психологические характеристики, относящиеся к
отдельному периоду или к смежным периодам, отражены в следующем разделе –
“Отдельные стадии и показатели психического развития в онтогенезе”. Обобщенным
описаниям возрастных особенностей на разных ступенях онтогенеза посвящен раздел
“Характеристика отдельных возрастных периодов”. Эти три раздела частично
пересекаются, и отнесение понятия к тому или иному из них неизбежно страдает
некоторым субъективизмом.
Объектами практической деятельности психолога являются
отдельные индивиды и группы, в отличие от собственно научной деятельности, в
большей мере связанной с изучением общих закономерностей психического развития.
Это, а также малая разработанность теоретических проблем дифференциальной
психологии развития побудило нас создать комплексный раздел “Индивидуальные
особенности психического развития и практические задачи психологии развития”.
Другой аспект практического применения теорий и методов,
созданных в русле психологии развития, представлен прикладными исследованиями,
относящимися к проблемам обучения и воспитания. Эта область исследований уже
довольно давно выделилась в относительно четко очерченную самостоятельную
дисциплину, понятия и термины которой собраны в разделе “Проблемы и понятия
педагогической психологии”. Важно отметить существенное различие между
практической психологией развития, с одной стороны, и педагогической
психологией – с другой. В первом случае психолог непосредственно проводит
практическую работу, во втором – выступает в качестве разработчика методов,
адресованных, вообще говоря, специалистам из другой области (педагогам в самом
широком смысле этого слова).
Том завершается разделом “Развитие психики в филогенезе”,
который представляет понятия и термины, отражающие развитие психики в процессе
эволюции животного мира. Они разработаны частично в таких отраслях психологии
как зоопсихология и сравнительная психология, частично – в смежных дисциплинах
(зоология, этология). Многие из этих понятий являются “дубликатами”
соответствующих понятий, используемых применительно к общим проблемам
психического развития. В данном разделе они сопровождены необходимыми
уточняющими определениями (как, например, понятие “Игры животных”,
соответствующее понятию “Игра” из раздела “Общие понятия и теоретические
проблемы психологии развития”).
Доктор психол. наук А.Л.Венгер