ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(лат. defectus - недостаток и греч. logos – слово,
учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и
психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их
воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и
прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи
детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично
соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления
исследований процессов развития и обучения детей. Исключительную роль в
создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии
сыграли работы Л.С.Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и
обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло-
и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на
культурно-исторической теории развития высших психических функций. В процессе
становления Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на
первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко
определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих
этапах становления Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения,
а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями,
задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время
выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения
детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и
глухих детей с интеллектуальными нарушениями). Начинаются исследования детей с
ранним детским аутизмом, с двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями
интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе исследований,
проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной
деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались
психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения
каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись
психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии,
обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и
третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик
формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с
нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад
в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Результаты
Д. исследований обеспечили научно-методические основы для создания
дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. эта
система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую
восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих,
умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического
развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов
специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные
(общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Для каждого типа
специальных школ были определены принципы обучения, формы
построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для
каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система
специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных
пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для
умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое
с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них
поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.
Миссия Д. на современном этапе – научное обеспечение
процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной
на ценности открытого гражданского общества. Приоритетными задачами современной
Д. науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев
жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной
(медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных
основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и
специального образования, переосмысление соотношения стандартов образования и
жизненной компетенции в системе специального школьного образования, разработка
научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и
технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения
детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и
методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с
нарушениями в развитии.
Решая эти сложнейшие задачи, Д. продолжает развиваться
как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного
подхода к изучению проблемного ребенка. Противоречие между
этимологией термина Д. и содержанием той интегративной области научного знания,
которую он в действительности обозначает резко обострилось после ратификации в
1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах
умственно отсталых», когда была осознана необходимость отказаться от
употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов
уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин Д.,
который также как термины аномальные дети, аномальное развитие начинает
выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден
адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого и при этом адекватно
отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания.
Вследствие этого термин Д. продолжает использоваться специалистами в данной
области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является
предметом острых разноаспектных дискуссий, как касающихся формальных,
этимологических аспектов данного термина, так и дискуссий в области
методологических основ самой науки, ее места в системе современных наук.
Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина