КЛИНИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. kline – постель, койка и psyche – душа +
logos - учение) – область
психологии, занимающаяся аберрантным (отклоняющимся от нормы), плохо адаптивным
или патологическим поведением человека. На сегодняшний день в нашей стране это
- психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой
характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения,
народного образования и социальной помощи населению.
Название специальности связано со
словом «клиника». Современные значения этого слова: (1) место, куда люди
приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом
общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к
слову «клиника» присоединяются определяющие слова, например: поведенческая
клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника
детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.;
(2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого
профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса
(соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования
врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация,
включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия «клиническая
картина болезни». Именно в первом своем значении слово «клиника» породило
название К.п., закрепленное в нашей стране соответствующим Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность
022700), утвержденном в 2000 г.
Объект К.п. - человек с трудностями адаптации и
самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным
состоянием. Основные сферы, в которых самоактуализируется
(развивается и проявляется) человек, это: (а) телесность (не тождественна
телу-организму, биологическому субстрату, включает помимо психофизиологических
компонентов осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы,
символы, представления, переживания, связанные с телом, его строением и
функционированием), (б) социум (общение с целью социальной адаптации,
самореализация в обществе, др.), (в) внутренний психический мир (рефлексия,
самосознание, самосозидание, др.), (в) духовность (преодоление
эгоцентризма, стремление к высшим духовным ценностям и др.). Взаимодействие с
этими сферами является источником развития личности, ее становления. Однако
возможен и путь саморазрушения, путь в направлении болезни, а не здоровья. На
своем индивидуальном жизненном пути человек может пережить и системный кризис
из-за неравномерности развития разных своих ипостасей.
Предметом профессиональной деятельности специалиста –
клинического психолога являются психические процессы и состояния,
индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены,
проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический
психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии
тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или
сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной
жизни. Практическая и научно-исследовательская деятельность
клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и
адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития,
личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т.
п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов
профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной,
профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской,
культурно-просветительной, учебно-воспитательной. В этом контексте слово
«клинический» означает такой подход к клиенту, при котором в центре внимания
психолога находится человек в целом. Одновременно осуществляется индивидуальный
подход к психологической работе с данным конкретным человеком, включающей
терапевтическую практику, которая может полагаться на субъективные решения
клинициста. Так, каждое «клиническое интервью» (метод получения информации, как
с помощью устного опроса клиента, так и во время проведения терапевтической
беседы при оказании психологической помощи) по-своему неповторимо. Решение
исследовательских задач при клиническом подходе зачастую опираться на небольшое
число обследованных пациентов в естественной для них обстановке (в
противоположность экспериментальному подходу к решению исследовательских
задач).
Как профессионал клинический
психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии,
(в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике,
(е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в
центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных
учреждениях, консультационных кабинетах и т.п., иметь частную практику.
В своих
теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к
человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»);
санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту (а не только на
патоцентристский подход к оказанию помощи); идею ответственности личности за
свое здоровье; на семейный подход при оказании психологической помощи клиенту;
учет социального контекста его жизнедеятельности.
Наряду с
индивидуальными формами клинический психолог использует в своей работе и
групповые формы, владеет методами семейной
психотерапии, сотрудничает с семейным врачом, участвует в программах
общественного здравоохранения для поддержания общественного здоровья (ВОЗ
обращает серьезное внимание на «систему социальной поддержки против стресса»),
сотрудничает с психологами других специальностей.
Н.Д.Творогова