НЕЙРОЛИНГВИСТИКА – отрасль психологической науки, стоящая
на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы
речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при
локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой
половине XIX - началу XX в., когда на
основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического
описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода
развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов,
простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам.
Подлинное становление Н. связано с развитием
нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и
психолингвистики – с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в
нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию – как
системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных
нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также
функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию
нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах
А.Р.Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с
теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например.,
учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н.Трубецкого и Л.В.Щербы и представлением
о двух видах связи языковых элементов Ф.де Соссюра, Р.О.Якобсона и др.).
Нейролингвистические исследования позволили разделить
все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов:
расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при
поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и
характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства
синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних
отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в
целостные структуры.
В современной Н. объект исследования расширился, в нее
входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Это
связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания,
унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований
речевых процессов в ходе их выполнения (on-line - методы). В современной Н. выявляется два
направления. Для первого – когнитивно-психологического - характерен анализ
речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход
структурно-функциональный – близок взглядам А.Р.Лурия. Он получил широкое
распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.
Т.В.
Ахутина