НЕЙРОЛИНГВИСТИКА – отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой половине XIX - началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам.

Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики – с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию – как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А.Р.Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например., учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н.Трубецкого и Л.В.Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф.де Соссюра, Р.О.Якобсона и др.).

Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры.

В современной Н. объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Это связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (on-line - методы). В современной Н. выявляется два направления. Для первого – когнитивно-психологического - характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный – близок взглядам А.Р.Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.

Т.В. Ахутина