НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
- отрасль психологической науки, изучающая мозговую организацию высших
психических функций, эмоционально-личностной сферы человека на материале
локальных поражений головного мозга и других заболеваний ЦНС, а также на
материале сравнительного исследования здоровых лиц. Н. сложилась на стыке
нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и
физиологии. А.Р. Лурия - основоположник Н., развивая идеи Л.С. Выготского о
системном строении высших психических функций, разработал теорию
системной динамической локализации психических процессов, являющуюся
теоретической основой Н. В Н. используется синдромный анализ нарушений
высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, направленный на их
качественную квалификацию и тонический диагноз поражений мозга. Для синдромного
анализа в Н. используются методы, разработанные А.Р. Лурия, которые
представляют собой набор специальных проб, адресующихся к различным
познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, мышления, речи), а
также к произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены
различные нейропсихологические синдромы - закономерные сочетания нарушений
высших психических функций при поражении различных мозговых структур. Современная Н. подразделяется на ряд направлений.
Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении
различных мозговых структур левого и правого полушария (коры больших полушарий
и подкорковых образований), связь нейропсихологического синдрома с нейропсихологическим
фактором, генезом заболевания (опухоль, травма, сосудистое поражение и др.) и
преморбидом больного (пол, возраст, правшество-левшество и др.). Экспериментальная Н. исследует формы нарушения различных
психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью
методов современной экспериментальной психологии. Реабилитационная
Н. изучает механизмы восстановления высших психических функций и личности
больного с помощью специальных методов восстановительного обучения. Психофизиологическое
направление изучает физиологические механизмы нарушений высших психических
функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга методами
психофизиологии (см. Психофизиология локальных
поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности
нарушений психических процессов и их компенсации у детей разного возраста с
помощью специальных нейропсихологических методов, адаптированных к детскому
возрасту. Н. индивидуальных различий (или дифференциальная Н.) анализирует
особенности протекания психических функций и эмоционально-личностной сферы у
здоровых лиц (детей, взрослых) на основании нейропсихологических представлений
о мозге как субстрате психических процессов; изучает связь психологического
статуса с межполушарной организацией мозга. Формируются и другие направления:
Н. позднего возраста, Н. пограничных состояний, фармакологическая Н. и др. Н.
имеет большое значение для разработки различных общепсихологических проблем
(“мозг и психика”, “биологические и социальные детерминанты психики”,
“уровневая организация психических функций” и др.) и практики (диагностической,
реабилитационной и т.п.).
Е.Д. Хомская